Корпоративный путь /
2025-06-25 / 324

Агент искусственного интеллекта или Смит 007

Иллюстрация: Франсис Пикабиа, “Какодилатное око”, 1921

Есть две стороны одного страха, связанного с ИИ, которые не дают спокойно спать бизнесу. С одной стороны, страшно упустить возможное прибыльное преимущество, с другой, не приведи Тёмные боги, конкуренты на нём раньше заработают. В общем:

— Шэф, всё пропало! Конкуренты ИИ внедряют, клиенты утекают!..

“Стало «комфортнее». Как если бы в аду установили один вентилятор.”


При этом «куда», «зачем» и, самое главное, «как» использовать эту шайтан-машинку? И правда, последние десятилетия технологии с такой скоростью развиваются, что вновь можно почувствовать себя будто в школе. Когда на минуту отвлёкся на уроке математики в средних классах, а на доске из понятного остались только запятые.

Но, как и в школе, это лишь мимолётное ощущение. И если не поддаваться панике, то можно быстро всё нагнать. Или напротив — до конца жизни убеждать себя, что ты гуманитарий.

Прежде чем разбираться с финансовыми перспективами, заглянем чуть глубже. Что же это сущностно такое — ИИ? Нейронные сети, большая языковая модель, генеративно предподготовленный трансформер (спасибо не терминатор)... Всё это, как и само название — искусственный интеллект, звучит крайне увесисто, солидно. При этом напрочь отвлекает от сути. И тех, кто ничего в этом не понимает, но особенно тех, кто «шарит в теме», потому как многие из них перестают видеть за деревьями лес…

Нет, разговор не пойдёт о том, что "это нельзя называть интеллектом в полном (или даже частичном) смысле...". Не имеет смысла также погружаться в разбор математических, статистических и прочих систем.

Чтобы определить суть, погрузимся немного в историю. Для начала рассмотрим всем знакомый пример. Автоподстановка текста. Когда-то всё начиналось с инструмента Т9 (не путать с Т900 — Кэмероновским Шварцнеггером). Система предугадывания текста, печатаемого на девятикнопочной клавиатуре телефона. Старшее поколение помнит, какая мука была набирать сообщения. Тогда, к слову, и появились на свет два люто ненавидящих друг друга клана. Одни, зануды освоившие адски неудобный способ печатать, заваливавшие, по поводу и без, сообщениями, и другие, вроде меня, перезванивавшие в ответ на любую смс-ку. Но, хватит о «ностальгии»…

В Т9, по сути, сделали две вещи — собрали какой-никакой словарь и добавили к нему простенькую статистику. Пока жмёшь на кнопки, система подставляет наиболее вероятное слово. Стало «комфортнее». Как если бы в аду установили один вентилятор. Если сунуть в него лицо, чуть-чуть полегчает, в остальное время он просто сильнее раздувает адское пламя. Ограниченный словарь, специфичная статистика, и вот, ты уже ультимативно пишешь юбиляру, что с днём рождения поздравляешь СЕБЯ! Это в лучшем случае. О количестве несанкционированно прорвавшихся матов и вспоминать не хочется.

Однако, на смену кнопочным технологиям пришли смартфоны с тачскрином и полновесной клавиатурой. Инструмент же никуда не исчез. Увеличили словари, добавили грамматику, подшаманили алгоритмы и стали умнее использовать статистические данные. И то, что когда-то звалось Т9 — породило целое семейство инструментов. Автозамена, автоподстановка, автокоррекция… Всем этим мы пользуемся до сих пор, и уже даже не замечаем (пока в руки не приходится взять «допотопную» авторучку). И не только текста это касается. У современных программистов, задолго до ИИ, едва не треть кода состояла из автоматически подсказанного, подставленного, исправленного. Если ещё учесть, что сегодня две трети работы кодеров, это «копировать/вставить»… ладно-ладно, это так, шутки ради.

Перейдём к другому примеру. Лет семь-восемь (но точно не пятнадцать!) назад Дэвид Ян (основатель ABBYY) в интервью рассказывал о разработанном ИИ, системе по анализу и контролю сотрудников. Выяснилось, например, что система за полгода успешно может предсказывать какой сотрудник надумает увольняться. Или выделить самых сильных лидеров в компании. Или определить кто с кем дружит или враждует.

Для поверхностного взгляда картина выглядит чуть ли не мистически. Настоящий Большой Брат. На деле же, под «капотом», всё тот же процесс, что и с Т9, только более объёмный. Были выделены (людьми — важно понимать) данные, которые система собирает. Такие, как скорость ответа на письма, длина ответа, используемое рабочее и нерабочее время и сотни других параметров. Затем, всё также людьми, оттачивались алгоритмы анализа этих данных. Кто хоть раз работал со статистическим анализом, помнит, как важно правильно определить перечень анализируемых параметров и как бывает сложно определить, какую именно мы нашли корреляцию (взаимосвязь).

Всё это подводит нас к пониманию сути. Искусственный интеллект — это всего лишь ещё одна технология автоматизации процессов. И только. ИИ не является и никогда не станет реальным субъектом. Как и автоматическая дверь, к ручке которой привязали курок арбалета или пистолета, не станет субъектом, убившим вошедшего человека.

Все истории про «чёрный ящик» и «мы до конца не понимаем, как и что Он делает» (произносимые дрожащим голосом в предвкушении «гениального прорыва») рождаются из лени. Просто запихали до кучи все параметры, до каких дотянулись, не доосмыслили внедрённую систему анализа и корреляций и уже примеряем в своих влажных фантазиях на хрупкие плечики божественный образ.

Всё это крайне важно осознавать бизнесу. Поскольку схемы и пути к заработку (или избеганию убытков) через эту технологию тогда становятся на свои места:
Чтобы читать дальше, Вам необходимо оплатить подписку
Поделиться:
Подписка на месяц

Стоимость:

Оплатить
Подписка на год

Стоимость:

Оплатить