Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.
Жизнь / 25.02.2021 / 3040
Нет повторения истории. Есть проживание вечных сюжетов.
Да что там грамоты Новгорода XII-ого века. Можно ведь и дальше копнуть. Давеча знакомый мне жаловался на школы современные. Поносил систему образования последними словами. Я конечно поддакивал. Но чувствовал в его речи что-то неуловимо знакомое. Пришёл домой, открыл «Сатирикон»... Читаю:
«Потому, я думаю, и выходят дети из школ дураки дураками, что ничего жизненного, обычного они там не видят и не слышат, а только и узнают что про пиратов, торчащих с цепями на морском берегу, про тиранов, подписывающих указы с повелением детям обезглавливать собственных отцов, да про дев, приносимых в жертву по три сразу, а то и больше»
Если Петрония Арбитра поправить немножко, заменить «тиранов» на «генсеков», а пиратов на... Впрочем, пиратов зачем менять? Они натуральные и в Африке есть в районе Сомали, и в кинотеатрах в районе Голливуда. Ну, а из школы по-прежнему выходят дураки дураками.
А про суды... Как написал автор «Сатирикона», так его слова и редактировать не обязательно. Всё верно:
«Чем нам поможет закон, если правят в суде только деньги,
Если бедняк никого не одолеет вовек?
Даже и те мудрецы, что котомку киников носят,
Тоже за деньги порой истине учат своей.
Приговор судей — товар, и может купить его каждый»
Можно конечно поспорить: купить приговор может не каждый... Но это всё нюансы, плевать на которые дозволено поэтам. Мы им готовы простить мелкие, несущественные детали. В целом же всё верно. Изменились только декорации. Не обязательно переться в амфитеатр, дабы посмотреть гладиаторские бои — можно рестлинг глянуть и на плазме дома.
А так: прогресс прогрессом, но в сфере взаимоотношений между людьми мы наблюдаем константу на протяжение тысячелетий. Это же касается и конкретных персонажей. Был вот околовластный деятель, который астрологом трудился при одном руководителе. Рассказывают мне его биографию, а я думаю — кого он напоминает. Точно. Астролога Фрасилла. Тот служил у императора римского — Тиберия.
А Тиберий любил издеваться над свитой... В качестве развлечения скидывал гадателей со скалы. Перед этим задавал им каверзные вопросы... Вызвал как-то Тиберий и Фрасилла:
— Ты вот всё другим людям гадаешь... А скажи мне, мил человек, про себя. Что тебя ждёт?
Фрасилл в лице изменился (повадки императора успел выучить) и сказал дрожащим голосом:
— Я сейчас нахожусь в большой опасности.
Точность описания ситуации порадовала Тиберия. Он оставил прорицателя в живых. И через время не удержался и задал мучавший его, Тиберия, вопрос:
— Скажи, Фрасилл, когда я умру?
— Ты умрешь ровно через десять лет после моей смерти, — нашёлся мудрец. Соврал, конечно. Но обеспечил себе долгую жизнь...
Некоторые современные придворные могут подтвердить — повадки власть имущих не меняются. Ответы сегодняшних астрологов тоже.
Но нельзя бубнеть вслед за занудами, что «история повторяется... тот, кто не знает прошлого, обречён повторять и т.д.». Это не так. Нет повторения истории. Есть проживание вечных сюжетов. Сюжета отринутой любовницы или сюжета скучающего императора. Сюжета нечистого на руку судьи или сюжета мошенника-астролога.
Знание сюжетов позволяет трезво оценивать: а где мы находимся сейчас. В какой точке повествования? Что произойдёт с нами через год? И оценить: так ли уж нам нравится этот сценарий или лучше прожить какой-нибудь другой.
Ещё знание сюжетов позволяет даже не прогнозировать, а вполне чётко видеть: что будет с тем или иным персонажем? К чему он движется и чем закончится его история?..
И когда все это наблюдаешь, и вслед за великими шепчешь:
Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
И прежде был он жертвой рока,
Надежды, слабости, порока...
При отсутствии новизны в сюжетах остаётся радоваться форме их проживания. Ведь и отвергнутую любовь можно отыграть красиво (как в опере Бизе «Кармен») или бессмысленно, по-бытовому (как это показывают в криминальной сводке по ТВ)... Выбор, собственно говоря, за актерами. То есть за каждым из нас. Сценарист-то на славу потрудился много веков назад...
И один из смыслов жизни или ответ на вопрос: что хотел сказать автор? Это — умение красиво проживать свою роль, какой бы она ни была.
Бесплатный текст. Зарегистрируйтесь, чтобы читать другие статьи.
Ещё о наблюдаемых закономерностях жизни:
Сомнительная несомненность. Красная, синяя или монпансье?
Тугодум в мире торопыг
Ричард Бэндлер. Граница мага
Замедлитель времени
Голову потерял. Мысли только об одном. О чём об одном? О новом проекте, о девушке, о сериале, книжке или политике? Не имеет значения. Мысли только об одном — первый симптом потери субъектности. Быть субъектом — значит уметь и входить, и выходить из процесса. Хотя принято говорить об обратном.
Читать дальше...«Как почувствовать волну? Как ощутить волну в своём теле? Сколько не пытался, не получается». У меня об этом спрашивали сотни раз. Наконец-то нашлось место и время ответить.
Выдам сразу предупреждение. Как там «на самом деле» не знает никто, ни физики-теоретики, ни энергопрактики, ни «даже я»... Но есть вещи, которые я понимаю и в которые верю.
Мои литературные опыты всегда вызывали резонанс. Иногда неприятный для автора. Помнится лет в десять я написал роман. Там действовали роботы, космические шерифы и черт знает кто ещё. Каракулями я заполнял одну тетрадку за другой. Относился к своему труду серьезно. То есть никому не показывал.
Читать дальше...Умники окружают. У ближайшего друга IQ больше, чем у меня. Брат родной что ваша википедия. Расстрелять фактами может. Вы вот знаете о влиянии научно-технического прогресса на художников в 19ом веке? Тогда краску в тюбиках продавать, а до этого художники ее сами делали. После появления тюбиков стали больше пейзажей писать. Из разряда бесполезно-любопытных фактов.
Читать дальше...Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?
— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.
Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.
Если не стоит или рецепт Магического секса
Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.
Читать дальше...Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.
Читать дальше...Подписка на месяц
Подписка на год
Магазин