Loading...

Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.


Природа финансов / 07.04.2023 / 2810

Как продать волшебные пилюли?

Николай Мохов, автор с Тёмной Стороны Бизнеса

В 90-ых в Штатах началась героиновая эпидемия. Число героиновых наркоманов резко выросло и достигло колоссальных объемов к концу нулевых. В результате «опиодного кризиса» в США умирает больше людей, чем в ДТП и от пулевых ранений.

Причём наркоманами становятся не какие-то хиппи-бродяги, желающие «расширить сознание», а люди из так называемого upper-middle класса и выше. Дети элиты, известные актеры, удачливые финансисты. У многих в анамнезе было все хорошо. Прекрасное детство, счастливая семья и полная самореализация. Но почему-то даже эти люди подсаживались на героин. Как так вышло?

"Фальсифицируем исследования, промываем головы докторам, потом работаем с общественным мнением…"

Мэттью Перри, восходящая звезда сериала «Друзья» попадает в аварию, катаясь на гидроцикле. Чтобы унять боль, врачи ему прописывают обезболивающее. Через двадцать лет актёр попадает в кому. От передоза. С наркотической зависимостью он борется, но побороть не может. Жизнь без волшебных таблеток нынче не представима…

Спрашивается:

— Какого чёрта при самых обычных травмах американские доктора прописывали сильнодействующие обезболивающие, вызывающие привыкание? По сути давали пациентам медицинский героин?

О, это очень занимательные история, о которой много где писали пару лет назад. Но я всё же о ней напомню. Некий клан Саклеров владел фармацевтическими компаниями. Молодое поколение Саклеров однажды задумалось:

— Как можно повысить продажи наших лекарств?

Родоначальник клана — Артур Саклер в своё время придумал гениальный ход для раскрутки медицинских препаратов. Он первым стал рекламировать препараты не в среде пациентов, а в среде докторов:

— Если мы убедим врачей, то они потом уже убедят и пациентов принимать наше лекарство, — объяснял старший Саклер свою логику.

Гипотеза оправдалась на тысячу процентов. Саклер стал миллионером. Его наследники продолжили размышлять над маркетингом в духе отца-основателя:

— Вот у нас есть обезболивающее… Как нам убедить врачей прописывать его пациентам чаще?..

Врачи очень скептически относились к опиоидным обезболивающим. Неохотно их давали больным. Ну вот сломал ты руку? Больно? Анальгетики не помогают? Потерпи, со временем пройдёт. В голову никому не приходило прописывать героин при переломах. Это казалось абсолютно бредовой идеей.

И как ты переубедишь докторов, знающих не понаслышке, что такое наркотическая зависимость, выписывать героин при малейших травмах?..

Рекламщики Саклеров открыли словарь и нашли там слово «стигматизация». Стигма — это клеймо. Стигматизировать — значит клеймить человека. Распространенное явление до XX-ого века. Проворовался человек — а его клеймят. Чтоб другие были в курсе — верить данному персонажу не стоит.

К концу прошлого века прогрессивное общество решило, что нельзя «стигматизировать» (т.е. относиться с предубеждением) к людям за то, какими они родились. За цвет кожи, за избыточный вес, за психические отклонения…

— Постойте! Почему нельзя стигматизировать людей, но можно стигматизировать лекарства? Например, опиум? — подумали маркетологи, работающие на династию Саклеров.

Рекламную кампанию Саклеры начали с обвинений в адрес врачей:

— Вы стигматизируете опиоидные обезболивающие! — вопили статьи в медицинских изданиях. И продолжали раскручивать историю:

— Почему человек должен страдать от боли, если для того чтобы её унять, достаточно всего-то дать ему таблетку? Вы должны думать не только о том, как вылечить, но и о КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ пациента!..

В восьмидесятых врачи ещё сопротивлялись. Их главный контраргумент:

— Дать таблетку легко, но что потом? Чтобы облегчить боль на неделю или на несколько дней, мы что должны превратить пациента в наркомана до конца его жизни?

У братьев Саклеров был ответ и на это. В 90-ых они выпустили на рынок супер-лекарство — OxyContin. Заявлялось будто бы OxyContin не вызывает привыкания. Что подтверждали исследования (проведённые Саклерами), которые публиковались в скучных толстых научных медицинских изданиях (подконтрольных Саклерам). Ну и попробуй скажи после этого:

— Ребят, вы чё? Совсем охренели? Как это опиум (чем по сути и является OxyContin) не вызывает привыканий?..

Тебе ответят:

— Ты дурак что ли? Ты не читал статей в научных журналах? Ты не веришь в науку, мракобес?! Или ты, тварь такая, собрался стигматизировать опиоидные обезболивающие?! Жри таблетки, раз тебе их выписали.

Доктора раздавали пациентам OxyContin, словно леденцы детям в день всех святых. Ушибся? Выпей OxyContin — полегчает. Сломал ногу? Выручит OxyContin!..

Расчёт Саклеров был невероятно прост. Опиоиды такая штука: принял один раз, второй… А потом люди готовы будут родную бабушку убить, лишь бы получить новую дозу. В чём убедились англичане ещё в XIX веке в Китае…

Расчёт оправдался более чем полностью. Саклеры были миллионерами, а стали настоящими миллиардерами. У них ведь была лицензия на торговлю опиумом. Как вы понимаете — это невероятно прибыльный бизнес…

История про Саклеров — это присказка. А вот вам и сама сказка. Сказка страшная, потому что мы сейчас будем говорить не о Штатах, а о России. И не о прошлом (пусть о недавнем), а о сегодняшнем дне. Как он выглядит?

А выглядит...


Ещё на тему:

Привилегия будущего
Теневой интерес
Где конфетки лежат?
Прибыльная асимметрия или… Наш маленький секрет
Творческий подход к бухгалтерии или новая экономика для богатых
Вопрос о деньгах, знатоках и кубышке


Тотальный обзвон

Приходят юные стартаперы к опытному инвестору. Сделали ребята чудо-юдо машину. Собрали её из говна, палок и слёз с соплями, которые образовались в процессе сборки…

Нравится инвестору чудо-юдо машина. Мигает она, словно ёлка на корпоративе после второй бутылки. Голосом нечеловечьим изъясняется. И даже вроде делать что-то полезное умеет. И ребята инвестору нравятся. По свалкам лазали, в гараже сидели, за кодом потели, а перед встречей сделали такую любезность — помылись.

Хочет инвестор инвестировать. Но просто так деньги давать этим изобретательным раздолбаям — себя не уважать. Поэтому прямо на встрече инвестор достаёт айфон, открывает телефонную книжку прям на букву «А». Набирает первому товарищу:

Читать дальше...

Порно, школа, автобус... Где легче привлечь клиента? Иммерсивный маркетинг. Глава 3

Наши друзья совершили ошибку. Наняли в свой стартап маркетолога из большой корпорации. Тридцатилетняя женщина на собеседовании рассказывала о том, как устала от офисных интриг и бессмысленности работы. И о том, как ей нравится «креативить» и ненормированный рабочий день.

— У вас так интересно, так весело! — говорила соискательница.

Стартапу как раз нужен был медиаплан. Через неделю основатели увидели результат трудов нанятого маркетолога. На дворе был 2017 год. А план размещения рекламы составлялся будто для девяностых.

Читать дальше...

Недержание денег или эффект Феникса

По паспорту он — Пётр, но за глаза я зову его Фениксом. Больно уж часто миллионы в его в руках превращались в пепел, а затем он падал на самое дно...

Парень из провинциального города вспомнил о своём еврейском происхождении и эмигрировал в Израиль. Там сколотил банду из таких же авантюристов и занялся продажей... вертолётов. Сочиняли безумную рекламу, проявляли чудеса креатива и сделали пресловутый миллион в серо-зелёных американских президентах.

Читать дальше...

Монополия для самых маленьких

Монополист — это всегда большое животное? Нет. Не всегда. Бывают и очень маленькие монополисты. Они живут своей маленькой, почти незаметной, но очень богатой и спокойной жизнью.

Как-то в городе N появился бизнес по торговле бутилированной водой. Доля компании в городе составила 80%. И что самое приятное для владельцев. Цена на бутилированную воду в один момент была выше, чем в Европе. А город N — это провинция России. Уровень жизни и десять лет назад был далёк от Германии. Но Nчане платили за бутилированную воду больше, чем немцы или англичане.

Читать дальше...

Бразильеро

Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?

— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.

Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.

Читать дальше...

Если не стоит или рецепт Магического секса

Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.

Читать дальше...

Время отца

Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.

Читать дальше...

Подписка на месяц

Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями


Bank cards

Стоимость: 71.00 EUR






Рублями: 7111 RUB








Подписка на год

Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями


Bank cards

Стоимость: 243.00 EUR






Рублями: 24333 RUB








Рассказы
Тёмная Сторона Бизнеса Заискивая перед СмертьюЖена с Востока или сказки Шахерезады на новый ладМой немецкий не для всехВ погоне от предназначенияКак вас по отчеству?Сказ про суровую мужскую дружбу или… Как Лёлик с Болеком посадили Гену, но смогли сохранить настоящую дружбуКощей и Бегемот // Метод похудания от КощеяСчастье на халявуЗарисовки из жизни олигархов или Сладка ли месть?Делить судьбу, умножать дружбуКарта желанийТри гвоздика, три пуговкиЖизнь в промежутках Или Поцелуй СмертиГолубой океан для бизнес-туристовЖенская половинаРомовая бабаСекрет паукаСамовыразительная коммерцияСказка сказокЛюбовь по подпискеСлепой Случай стучится в дверьВторая жизньПрикосновение МидасаШкаф АпокалипсисаКольцо с дельфинамиСобрание собственниковДороги детстваСпартакиада зубника. Или жизнь СпартакаРайское местоИстория про клаббера-программиста, кинезиолога-кибернетика и писателя-инвестбанкираОрдынкаТравникГуру (отрывок из повести "Травник")Цена счастьяКирюхаUnder pressureБегемот по прозвищу ПахаДалёкие берегаМайбах, воскресай!АристократкаБлагодарность. Кого она ест?Волшебный билетикКак я был националистомКак жулики читать меня научилиВремя отца

Магазин

Сборник рассказов

Время отца

Вечный вопрос

Что делать?

Lady Firstс

Что делать?

Книга

Телохранитель

Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Они необходимы для оптимальной работы сайта и помогают сохранять ваши настройки.
Согласен