Loading...

Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.


Природа финансов / 07.04.2023 / 2912

Как продать волшебные пилюли?

Николай Мохов, автор с Тёмной Стороны Бизнеса

В 90-ых в Штатах началась героиновая эпидемия. Число героиновых наркоманов резко выросло и достигло колоссальных объемов к концу нулевых. В результате «опиодного кризиса» в США умирает больше людей, чем в ДТП и от пулевых ранений.

Причём наркоманами становятся не какие-то хиппи-бродяги, желающие «расширить сознание», а люди из так называемого upper-middle класса и выше. Дети элиты, известные актеры, удачливые финансисты. У многих в анамнезе было все хорошо. Прекрасное детство, счастливая семья и полная самореализация. Но почему-то даже эти люди подсаживались на героин. Как так вышло?

"Фальсифицируем исследования, промываем головы докторам, потом работаем с общественным мнением…"

Мэттью Перри, восходящая звезда сериала «Друзья» попадает в аварию, катаясь на гидроцикле. Чтобы унять боль, врачи ему прописывают обезболивающее. Через двадцать лет актёр попадает в кому. От передоза. С наркотической зависимостью он борется, но побороть не может. Жизнь без волшебных таблеток нынче не представима…

Спрашивается:

— Какого чёрта при самых обычных травмах американские доктора прописывали сильнодействующие обезболивающие, вызывающие привыкание? По сути давали пациентам медицинский героин?

О, это очень занимательные история, о которой много где писали пару лет назад. Но я всё же о ней напомню. Некий клан Саклеров владел фармацевтическими компаниями. Молодое поколение Саклеров однажды задумалось:

— Как можно повысить продажи наших лекарств?

Родоначальник клана — Артур Саклер в своё время придумал гениальный ход для раскрутки медицинских препаратов. Он первым стал рекламировать препараты не в среде пациентов, а в среде докторов:

— Если мы убедим врачей, то они потом уже убедят и пациентов принимать наше лекарство, — объяснял старший Саклер свою логику.

Гипотеза оправдалась на тысячу процентов. Саклер стал миллионером. Его наследники продолжили размышлять над маркетингом в духе отца-основателя:

— Вот у нас есть обезболивающее… Как нам убедить врачей прописывать его пациентам чаще?..

Врачи очень скептически относились к опиоидным обезболивающим. Неохотно их давали больным. Ну вот сломал ты руку? Больно? Анальгетики не помогают? Потерпи, со временем пройдёт. В голову никому не приходило прописывать героин при переломах. Это казалось абсолютно бредовой идеей.

И как ты переубедишь докторов, знающих не понаслышке, что такое наркотическая зависимость, выписывать героин при малейших травмах?..

Рекламщики Саклеров открыли словарь и нашли там слово «стигматизация». Стигма — это клеймо. Стигматизировать — значит клеймить человека. Распространенное явление до XX-ого века. Проворовался человек — а его клеймят. Чтоб другие были в курсе — верить данному персонажу не стоит.

К концу прошлого века прогрессивное общество решило, что нельзя «стигматизировать» (т.е. относиться с предубеждением) к людям за то, какими они родились. За цвет кожи, за избыточный вес, за психические отклонения…

— Постойте! Почему нельзя стигматизировать людей, но можно стигматизировать лекарства? Например, опиум? — подумали маркетологи, работающие на династию Саклеров.

Рекламную кампанию Саклеры начали с обвинений в адрес врачей:

— Вы стигматизируете опиоидные обезболивающие! — вопили статьи в медицинских изданиях. И продолжали раскручивать историю:

— Почему человек должен страдать от боли, если для того чтобы её унять, достаточно всего-то дать ему таблетку? Вы должны думать не только о том, как вылечить, но и о КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ пациента!..

В восьмидесятых врачи ещё сопротивлялись. Их главный контраргумент:

— Дать таблетку легко, но что потом? Чтобы облегчить боль на неделю или на несколько дней, мы что должны превратить пациента в наркомана до конца его жизни?

У братьев Саклеров был ответ и на это. В 90-ых они выпустили на рынок супер-лекарство — OxyContin. Заявлялось будто бы OxyContin не вызывает привыкания. Что подтверждали исследования (проведённые Саклерами), которые публиковались в скучных толстых научных медицинских изданиях (подконтрольных Саклерам). Ну и попробуй скажи после этого:

— Ребят, вы чё? Совсем охренели? Как это опиум (чем по сути и является OxyContin) не вызывает привыканий?..

Тебе ответят:

— Ты дурак что ли? Ты не читал статей в научных журналах? Ты не веришь в науку, мракобес?! Или ты, тварь такая, собрался стигматизировать опиоидные обезболивающие?! Жри таблетки, раз тебе их выписали.

Доктора раздавали пациентам OxyContin, словно леденцы детям в день всех святых. Ушибся? Выпей OxyContin — полегчает. Сломал ногу? Выручит OxyContin!..

Расчёт Саклеров был невероятно прост. Опиоиды такая штука: принял один раз, второй… А потом люди готовы будут родную бабушку убить, лишь бы получить новую дозу. В чём убедились англичане ещё в XIX веке в Китае…

Расчёт оправдался более чем полностью. Саклеры были миллионерами, а стали настоящими миллиардерами. У них ведь была лицензия на торговлю опиумом. Как вы понимаете — это невероятно прибыльный бизнес…

История про Саклеров — это присказка. А вот вам и сама сказка. Сказка страшная, потому что мы сейчас будем говорить не о Штатах, а о России. И не о прошлом (пусть о недавнем), а о сегодняшнем дне. Как он выглядит?

А выглядит...


Ещё на тему:

Привилегия будущего
Теневой интерес
Где конфетки лежат?
Прибыльная асимметрия или… Наш маленький секрет
Творческий подход к бухгалтерии или новая экономика для богатых
Вопрос о деньгах, знатоках и кубышке


Инструкция. Если рост упёрся в потолок

Малый бизнес рано или поздно сталкивается с таким парадоксом. Когда интенсификация деятельности не приводит к росту прибыли.

Проще говоря: покупали рекламы на сто рублей, а получали клиентов на тысячу рублей. Начинает бизнесмен закупать рекламу на миллион рублей, а клиентов выходит на тот же миллион или на миллион сто. Или вообще на 700 тысяч.

Читать дальше...

PR как роман Гоголя

430 персонажей. Со своими характерами, биографиями, ежедневными фото из серии «что я ел на завтрак» и волнующими историями о семейной жизни. Я рассказываю не о новом романе, а о PR-кампании, которая помогла одной американском фирме достичь капитализации в 40 млрд.долларов…

Читать дальше...

Порно, школа, автобус... Где легче привлечь клиента? Иммерсивный маркетинг. Глава 3

Наши друзья совершили ошибку. Наняли в свой стартап маркетолога из большой корпорации. Тридцатилетняя женщина на собеседовании рассказывала о том, как устала от офисных интриг и бессмысленности работы. И о том, как ей нравится «креативить» и ненормированный рабочий день.

— У вас так интересно, так весело! — говорила соискательница.

Стартапу как раз нужен был медиаплан. Через неделю основатели увидели результат трудов нанятого маркетолога. На дворе был 2017 год. А план размещения рекламы составлялся будто для девяностых.

Читать дальше...

Богатство

Некоторые люди ошибочно считают меня человеком с большими деньгами. Поэтому меня часто зовут на различные тусовки. Штаты, Сингапур, Мальта, конечно же Москва. Куда меня только не звали за прошедший год. Причём в качестве инвестора. Зовущие совершают вторую ошибку. Предполагают, что я люблю перемещаться в пространстве.

Читать дальше...

Бразильеро

Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?

— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.

Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.

Читать дальше...

Если не стоит или рецепт Магического секса

Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.

Читать дальше...

Время отца

Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.

Читать дальше...

Подписка на месяц

Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями


Bank cards

Стоимость: 71.00 EUR






Рублями: 7111 RUB








Подписка на год

Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями


Bank cards

Стоимость: 243.00 EUR






Рублями: 24333 RUB








Рассказы
Тёмная Сторона Бизнеса Волшебная помощьЗаискивая перед СмертьюЖена с Востока или сказки Шахерезады на новый ладМой немецкий не для всехВ погоне от предназначенияКак вас по отчеству?Сказ про суровую мужскую дружбу или… Как Лёлик с Болеком посадили Гену, но смогли сохранить настоящую дружбуКощей и Бегемот // Метод похудания от КощеяСчастье на халявуЗарисовки из жизни олигархов или Сладка ли месть?Делить судьбу, умножать дружбуКарта желанийТри гвоздика, три пуговкиЖизнь в промежутках Или Поцелуй СмертиГолубой океан для бизнес-туристовЖенская половинаРомовая бабаСекрет паукаСамовыразительная коммерцияСказка сказокЛюбовь по подпискеСлепой Случай стучится в дверьВторая жизньПрикосновение МидасаШкаф АпокалипсисаКольцо с дельфинамиСобрание собственниковДороги детстваСпартакиада зубника. Или жизнь СпартакаРайское местоИстория про клаббера-программиста, кинезиолога-кибернетика и писателя-инвестбанкираОрдынкаТравникГуру (отрывок из повести "Травник")Цена счастьяКирюхаUnder pressureБегемот по прозвищу ПахаДалёкие берегаМайбах, воскресай!АристократкаБлагодарность. Кого она ест?Волшебный билетикКак я был националистомКак жулики читать меня научилиВремя отца

Магазин

Сборник рассказов

Время отца

Вечный вопрос

Что делать?

Lady Firstс

Что делать?

Книга

Телохранитель

Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Они необходимы для оптимальной работы сайта и помогают сохранять ваши настройки.
Согласен