Природа финансов /
2023-04-07 / 24

Как продать волшебные пилюли?

Иллюстрация к рассказу: 'Старая аптека', Эббот Фуллер Грейвс (1859-1936)

В 90-ых в Штатах началась героиновая эпидемия. Число героиновых наркоманов резко выросло и достигло колоссальных объемов к концу нулевых. В результате «опиодного кризиса» в США умирает больше людей, чем в ДТП и от пулевых ранений.

Причём наркоманами становятся не какие-то хиппи-бродяги, желающие «расширить сознание», а люди из так называемого upper-middle класса и выше. Дети элиты, известные актеры, удачливые финансисты. У многих в анамнезе было все хорошо. Прекрасное детство, счастливая семья и полная самореализация. Но почему-то даже эти люди подсаживались на героин. Как так вышло?

"Фальсифицируем исследования, промываем головы докторам, потом работаем с общественным мнением…"


Мэттью Перри, восходящая звезда сериала «Друзья» попадает в аварию, катаясь на гидроцикле. Чтобы унять боль, врачи ему прописывают обезболивающее. Через двадцать лет актёр попадает в кому. От передоза. С наркотической зависимостью он борется, но побороть не может. Жизнь без волшебных таблеток нынче не представима…

Спрашивается:

— Какого чёрта при самых обычных травмах американские доктора прописывали сильнодействующие обезболивающие, вызывающие привыкание? По сути давали пациентам медицинский героин?

О, это очень занимательные история, о которой много где писали пару лет назад. Но я всё же о ней напомню. Некий клан Саклеров владел фармацевтическими компаниями. Молодое поколение Саклеров однажды задумалось:

— Как можно повысить продажи наших лекарств?

Родоначальник клана — Артур Саклер в своё время придумал гениальный ход для раскрутки медицинских препаратов. Он первым стал рекламировать препараты не в среде пациентов, а в среде докторов:

— Если мы убедим врачей, то они потом уже убедят и пациентов принимать наше лекарство, — объяснял старший Саклер свою логику.

Гипотеза оправдалась на тысячу процентов. Саклер стал миллионером. Его наследники продолжили размышлять над маркетингом в духе отца-основателя:

— Вот у нас есть обезболивающее… Как нам убедить врачей прописывать его пациентам чаще?..

Врачи очень скептически относились к опиоидным обезболивающим. Неохотно их давали больным. Ну вот сломал ты руку? Больно? Анальгетики не помогают? Потерпи, со временем пройдёт. В голову никому не приходило прописывать героин при переломах. Это казалось абсолютно бредовой идеей.

И как ты переубедишь докторов, знающих не понаслышке, что такое наркотическая зависимость, выписывать героин при малейших травмах?..

Рекламщики Саклеров открыли словарь и нашли там слово «стигматизация». Стигма — это клеймо. Стигматизировать — значит клеймить человека. Распространенное явление до XX-ого века. Проворовался человек — а его клеймят. Чтоб другие были в курсе — верить данному персонажу не стоит.

К концу прошлого века прогрессивное общество решило, что нельзя «стигматизировать» (т.е. относиться с предубеждением) к людям за то, какими они родились. За цвет кожи, за избыточный вес, за психические отклонения…

— Постойте! Почему нельзя стигматизировать людей, но можно стигматизировать лекарства? Например, опиум? — подумали маркетологи, работающие на династию Саклеров.

Рекламную кампанию Саклеры начали с обвинений в адрес врачей:

— Вы стигматизируете опиоидные обезболивающие! — вопили статьи в медицинских изданиях. И продолжали раскручивать историю:

— Почему человек должен страдать от боли, если для того чтобы её унять, достаточно всего-то дать ему таблетку? Вы должны думать не только о том, как вылечить, но и о КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ пациента!..

В восьмидесятых врачи ещё сопротивлялись. Их главный контраргумент:

— Дать таблетку легко, но что потом? Чтобы облегчить боль на неделю или на несколько дней, мы что должны превратить пациента в наркомана до конца его жизни?

У братьев Саклеров был ответ и на это. В 90-ых они выпустили на рынок супер-лекарство — OxyContin. Заявлялось будто бы OxyContin не вызывает привыкания. Что подтверждали исследования (проведённые Саклерами), которые публиковались в скучных толстых научных медицинских изданиях (подконтрольных Саклерам). Ну и попробуй скажи после этого:

— Ребят, вы чё? Совсем охренели? Как это опиум (чем по сути и является OxyContin) не вызывает привыканий?..

Тебе ответят:

— Ты дурак что ли? Ты не читал статей в научных журналах? Ты не веришь в науку, мракобес?! Или ты, тварь такая, собрался стигматизировать опиоидные обезболивающие?! Жри таблетки, раз тебе их выписали.

Доктора раздавали пациентам OxyContin, словно леденцы детям в день всех святых. Ушибся? Выпей OxyContin — полегчает. Сломал ногу? Выручит OxyContin!..

Расчёт Саклеров был невероятно прост. Опиоиды такая штука: принял один раз, второй… А потом люди готовы будут родную бабушку убить, лишь бы получить новую дозу. В чём убедились англичане ещё в XIX веке в Китае…

Расчёт оправдался более чем полностью. Саклеры были миллионерами, а стали настоящими миллиардерами. У них ведь была лицензия на торговлю опиумом. Как вы понимаете — это невероятно прибыльный бизнес…

История про Саклеров — это присказка. А вот вам и сама сказка. Сказка страшная, потому что мы сейчас будем говорить не о Штатах, а о России. И не о прошлом (пусть о недавнем), а о сегодняшнем дне. Как он выглядит?

Чтобы читать дальше, Вам необходимо оплатить подписку
Поделиться:
Подписка на месяц

Стоимость:

Оплатить
Подписка на год

Стоимость:

Оплатить