Бизнес-войны /
2025-10-09 / 607

Сс…крученные одной фразой

Иллюстрация: Уолтер Денди Сэдлер, “Ведь он очень хороший парень, и мы все так говорим”, до 1897г.

Есть в нашей современной культуре одна фраза, которую то и дело в разных вариациях можно услышать от штурмующих бизнес(и не только)-вершины. Звучит она так:

— Один раз прогнёшься, дашь слабину — и всё!..

Что «всё» — каждый додумывает в меру богатства/испорченности воображения. Лагерно-тюремное наследие, так сказать. И тут не надо пенять на советский период. Началось всё задолго до него — с господ декабристов. Два века смешения интеллигенции с «гражданами каторжанами» не могли пройти бесследно. Обе группы поочерёдно романтизировали и демонизировали тяжело переживаемый совместный опыт взаимообогащения культур. Каждое следующее поколение интеллигенции всё больше тяготело к низовой культуре, а преступное сообщество образовывалось и тянулось к «прекрасному» (больно и мучительно в процессе было всем). Ни первым ни вторым на пользу сие «селекционное» действо не пошло.

"во всех управленческих и позиционных войнах нет-нет да и всплывает пресловутая мáксима."


Всё это, в конце концов, породило наше до крайности маргинализированное (в исконном смысле слова) общество. С одной стороны бандит с большого края маленького города цитирует Шекспира, рассуждает о марочных винах и вспоминает походы в Ла Скала. С другой — академик под рюмку горькой сетует, что все кругом «берега попутали» и поступают «не по понятиям». Где-то в стороне остальные тщетно пытаются отстроиться друг от друга, демонстрируя свою исключительность и непохожесть, как бабочка защитный окрас. А над всем этим врач-реаниматолог с большой сцены поёт блатные песни высоким чинам, правоохранителям, представителям научных, культурных и прочих сфер…

Но оставим на время историко-социо-культурные истоки, причины и прочие последствия. Вернёмся к фразе. Почему нельзя давать слабину в местах не столь отдалённых, вроде бы понятно — «съедят». Правильно ведь?

На самом деле — нет. Даже там дело зависит от конкретной ситуации, характера уступки, «состава общества», тенденций «в текущем сезоне», а может и от небесных тел в каком-нибудь доме… Реальность заключается в том, что занять единую непоколебимую позицию может только надгробная плита. Да и та, случается, крошится и разрушается. А попытки никому и ни при каких условиях не уступать могут лишь приблизить встречу с этой самой плитой.

Тем не менее, во всех управленческих и позиционных войнах нет-нет да и всплывает пресловутая мáксима. Особенно любят эту фразу в погонно-силовых кругах, где в самой аппаратной структуре заложена регулярная восходящая по иерархической вертикали практика прогибов.

Но, всё же, проповедовать и исповедовать — не одно и то же. Опасна не сама фраза, а попытка жить и действовать согласно с этой установкой. В криминальных кругах подобные попытки всегда ((!)подчеркнуть) ведут к ранней смертности. В бизнесе, в лучшем случае, к званиям «крах-менеджер» или «серийный интрепренёр банкротств», поскольку эти персонажи встревают в бизнес-конфликты чаще, чем находят время позаниматься делом. (Речь, конечно, не идёт о людях, для кого бизнес-конфликты и есть бизнес-модель или источник вдохновения). В аппаратных же кругах подобный modus operandi влечёт за собой все вышеперечисленные проблемы, плюс ещё одну — если таких упёртых ребят в структуре накопится критическое количество, это может привести к развалу самой структуры, которая всем участникам давала какие никакие — кров, пищу, защиту и власть…

Есть ещё одна важная смысловая грань — негативные последствия могут быть не только от попыток следовать этой установке (к чему это ведёт, мы уже рассмотрели), но и от простой убеждённости в верности высказывания про «один раз прогнёшься…». Почему? Очень просто:
Чтобы читать дальше, Вам необходимо оплатить подписку
Поделиться:
Подписка на месяц

Стоимость:

Оплатить
Подписка на год

Стоимость:

Оплатить