Природа финансов /
2025-12-04 / 89

Внимание — Дисклеймер!

Иллюстрация: Карл Теодор фон Пилоти, 'Нерон, любующийся горящим Римом', 1861

— Мне нужен результат!

Эту фразу мы привыкли слышать от актёров, изображающих жутко сурьёзных дельцов. Раньше они чаще встречались в голливудских фильмах, теперь больше среди блоггерствующих "гуру". Тем не менее, фраза эта отражает потребность каждого из нас. Чего бы ни касался вопрос, будь то пошив костюма в ателье, маркетинговая стратегия или хмельная атмосфера в пабе.

"неприглядная реальность современности — "клиент всегда прав", пока не заплатит."


Резонное желание. Вот только не везде его можно удовлетворить. И нет, сегодня речь не про качество "профессионалов". Есть вопросы, в которых гарантировать результат невозможно. Например, в обеспечении безопасности. Хотя бы потому, что результат больше зависит от заказчика, чем от исполнителя. Ещё в инвестиционных стратегиях (предсказывать будущее пока никто не научился), в тренажёрном зале (здоровье и конституция тела сильно сужают горизонты возможного) и в праздничной атмосфере ёлочных игрушек... Продолжать этот список можно долго.

Именно в таких случаях клиентам продают результат. Не путать! Не гарантируют, а именно продают. В смысле — создают иллюзию в их голове.

Золотое столетие непрерывного развития прогресса породило ощущение, что можно купить любой результат, в любой сфере. Это же привело к тому, что сегодня девяносто процентов внимания уделяется продажам. Главное получить деньги. Дальше вскрывается неприглядная реальность современности — "клиент всегда прав", пока не заплатит. Потом, как правило, "уважаемый ошибается".

Это и есть причина возникновения инструмента "дисклеймеров". Те, кто пытался продавать реальный результат, очевидно проигрывали тем, кто продавал "мечту". Теперь же можно продавать иллюзии, упаковывая мелким шрифтом все "но" и "если" в "отказ от ответственности".

Забавно, но масса клиентов продолжает верить, что где-то на рынке они всё-таки отыщут поставщика нужного результата. И всё же, эпоха продажи эмоций миновала свой апогей. Приблизительно в тот момент, когда всед за коммерческим сектором также стали действовать и государственные органы во всём мире ("благо", им гораздо проще с дисклеймерами) и очень сильно напомнили историю про Афины.

Теперь же начинается движение от апогея к перигею. Конечно, ситуация не поменяется за год. Тем не менее, готовиться и осмыслять сей процесс лучше начать заранее.

to be continued...

Илья Квацашвили, автор с Тёмной Стороны Бизнеса
Автор в - Facebook
Автор в - Instagram
Поделиться:
Подписка на месяц

Стоимость:

Оплатить
Подписка на год

Стоимость:

Оплатить