Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.
Жизнь / 15.05.2024 / 2826
Цель системы образования — не передача знания, а научение подчинению
Ребёнок хулиганит? Витает в облаках? Не слушается учителя, потому как ему скучно? Значит у него проблемы с психикой. Нужно звать психолога на помощь, он пропишет правильные таблетки, после приема которых у учителей уже и не будет проблем. А как ещё-то?..
С плодами такого подхода потом сталкиваешься в Европе. Столкновения поначалу вызывают лёгкую оторопь. Уже в Германии в среднезажиточной семье в доме нет ни стеллажей, ни полок с книгами.
— У вас их вообще никогда не было?
— Почему? Есть! На чердаке, — радостно рапортуют бюргеры.
На чердаке обнаруживается Библия и Гарри Поттер. И всё. Выпускники немецких универов и гимназий удивляются рассказам про классиков их философии и литературы. Шопенгауэр, Ницше, Кафка. Всё это незнакомые имена. Бородатая универовская шутка:
— Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью!
Эта шутка не поддаётся переводу. Ведь австрияку надо сначала объяснить — кто такой Кафка?.. С другой стороны:
— Зачем это объяснять женщине, что возглавляет HR-департамент в корпорашке? Вряд ли у неё настроение сильно поднимется после прочтения «Процесса». Пусть уж она лучше и дальше нюхает тот порошок, что закупает каждый раз накануне выходных и праздников. Он-то (в отличии от Кафки) реально помогает справиться с экзистенциальным ужасом, возникающим при мысли «Боже, какой же я хернёй занимаюсь!»
Опять же должен ли айтишник читать эссе Алана Тьюринга «The Imitation Game»? Или хотя бы роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», как художественное воплощение идей Тьюринга? Помогут ли эти книги программисту расставлять в коде ссылки на библиотеки в Гитхабе? Помогут ли эти книги девочке продакт-менеджеру думать о том, в какой цвет покрасить кнопку «Buy»?..
Это риторические вопросы. На них в мире окончательно дали ответ ещё в семидесятых годах. И пришли к окончательному выводу: образованный человек — проблема для власти. Ранее на практике это выяснили в России в 1825-ом году.
Птенцы Царскосельского лицея как только выпорхнули из своей Альма матер, так тут же начали гадить. Вот, например, известные всем друзья Пушкина:
Вильгельм Кюхельбекер (лицеист, декабрист, приговорен к смертной казни, казнь заменена каторгой)
Иван Пущин (аналогично как и «Кюхля» приговорен к казни, казнь заменена каторгой).
А ведь из них хотели воспитать образованных чиновников! Тех, кто будет не о своём кармане, а о Родине думать! Это одновременно благородная и безумная идея будет ещё время от времени будоражить умы властителей. С закономерными последствиями. Весь XIX-ый век придётся бороться с университетами, как с очагами вольнодумства и революционной мысли.
Победу, как известно, одержит золотой медалист, полиглот, «ходячая энциклопедия» и любимец учителей — Владимир Ульянов. Известный миру, как Владимир Ильич Ленин. Он же подарит слоган всех времён и народов:
— Учиться, учиться и ещё раз учиться!
Если что, адресовал эту фразу Ленин не школьникам, а рабочим-революционерам. Сдуру заветам классика попытались следовать в 20-ые годы уже XX-ого века. Взялись в СССР народ обучать марксизму. Дозволялись дискуссии.
Сталин, в отличие от Александра I, не был очарован идеями Просвещения. Поэтому дискуссии решительно прекратил в 37-38-ых годах. А то из обсуждений идей Маркса выросла бы ещё одна революция.
Всеобщая система образования досаждала всем. И нашим, и немцам с французами. Там тоже как народ начали образовывать, так он сразу же стал требовать свободы печати, парламента, суда и прочей ерунды.
Были, правда, и приятные бонусы — расцвет философии, искусств и наук приходился как раз на революционные бурления. Но… дорого обошёлся миру научно-технический прогресс…
— Знание — сила. Но давать эту силу широким народным массам… Ни к чему, — пришли к выводу власть предержащие.
Гаечки стали завинчивать потихоньку. Запустился т.н. «Болонский процесс». И так уж совпало, что прекрасная Болонья подарила не только собачек, но там же, в Болонье, был ещё и слёт 29 европейских министров образования, которые окончательно добили это самое образование. И выпускают теперь из ВУЗов дрессированных «болонок». Собачек пушистых, бесполых, туповатых, зато безобидных. Тявкают, но не кусают.
И что вы хотите на этом фоне от частных английских школ на Кипре? Чтобы там всерьёз обучали ваших деток? Зачем? Кому это кроме вас надо?..
Здравомыслящая власть в курсе: человек, знающий логику и арифметику, уже становится неудобен для управления. А если он ещё инициативный и энергичный, то это прям беда. Про долгую память вообще молчу. Она, как известно, хуже венерических болезней. Ведь нынешние идеологические установки рассчитаны на то, что о них забудут через пару недель максимум. Таков уж наш быстротечный век…
Поэтому если вы всерьез задумались заняться хоть своим образованием, хоть образованием своего ребёнка… Помните...
Бесплатный текст. Зарегистрируйтесь, чтобы дочитать.
В продолжение темы:
Правила магического чтения
Принудительное чтение. Рассказ для родителей
Вопрос задали в чате: «Страх лежит в основе вообще почти всего у людей. Но что ему противопоставить? Или как не давать ему хвататься за штурвал?» Философский, можно сказать вопрос. Давайте посмотрим, какие у нас могут быть варианты? Батин подзатыльник и фразу «Не ссы!» трогать не будем. Сувенир, за давностью лет, сентиментальный, но абсолютно бесполезный. Из тех, что годами пылится на антресолях памяти, и с удовольствием передаривается следующему поколению. Из чистого упрямства и нежелания быть последним владельцем этого «сокровища».
Читать дальше...О наркотических состояниях...
или как далеко можно улететь на эмоциях
Когда говорят о наркотиках, почему-то забывают о наркотике «состояния». О чём я говорю? На игре приведу пример. Играю в бильярд и забиваю немыслимые шары просто не глядя. Ту партию я проиграл, но как же красиво играл. На кураже. Радости испытывал... Ни один наркотик столько не даст. Точно вам говорю.
И неделю чувствовал себя Игроком. А потом снова игра. К столу подхожу уверенно, а шар не катится. Сбиваюсь. Вспомнить все пытаюсь прошлое состояние и в него попасть. И ни черта не выходит. Никакого удовольствия от игры. Кий бросаю и говорю:
Как-то я слушал рассказ медитативного братка. Он чуть ли не пейотль жрал за год до нашей встречи. Зачем он это делал? Потому что «всё вроде есть, а счастья никак не наблюдается».
В поисках счастья парень попробовал практики, описанные Кастанедой, обучался йоге в Индии и конечно же исповедовал всевозможные эзотерические знания и течения. В конце концов отправился в Мексику кушать волшебный кактус пейотль... В заочном эзотерическом соревновании медитативных братков его обогнал только коммерческий директор столичной строительной конторы.
Как найти своё предназначение? Одинаково мучает этот вопрос и бедняков и богачей. И если кто-то думает, что заработав миллионы или миллиарды, данная тема перестанет терзать... Несусь со всех ног, падаю, поднимаюсь, тру коленки (больно!) и всё равно продолжаю бежать, лишь бы успеть разочаровать читателя. Вопрос предназначения отягощает любого — вне зависимости от состояния счета в банке. И если читатель расположен, то расскажу вам историю про одного очень состоятельного гражданина.
Читать дальше...Неистребимое свойство человека — предвзятость. Она может бытовать в разных плоскостях. Для примера в расовой, культурной или индивидуальной. И если первые две сильно зависят от географии… То последняя универсальна на всех континентах. Кто-то не переносит хамство. Другие не терпят морализаторство. Список личных предвзятостей сродни отпечатку пальца. Линии у всех одинаковые. Узоры разные.
Всё же есть черта, которую порицают чаще других...
Как и любой здравомыслящий человек, много лет назад я бы не понял вопроса. Что значит «зачем?». Очевидно же. Любовь, семья, так принято, это человеческая природа, не быть одному в конце концов. В общем я бы мог многое ответить на столь глупый вопрос.
Читать дальше...Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.
Читать дальше...Подписка на месяц
Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями
Bank cards
Стоимость: 71.00 EUR
Bank cards
Стоимость: 7700 RUB
Payeer
Стоимость: 71.00 EUR
Crypto: 75 USDT
Для оплаты в USDT - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Подписка на год
Совершая оплату,
вы соглашаетесь с условиями
Bank cards
Стоимость: 243.00 EUR
Bank cards
Стоимость: 26400 RUB
Payeer
Стоимость: 243.00 EUR
Crypto: 257 USDT
Для оплаты в USDT - авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Магазин