Loading...

Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.


Рассказы / 02.03.2021 / 1556

Сказка сказок

Николай Мохов, автор с Тёмной Стороны Бизнеса

Слушали в детстве сказки? Или может сейчас их детям читаете? Не задумывались над явным противоречием. Почему Ивана называют дураком? Взять ту же сказку «Сивка-Бурка». Отец помирает и просит прийти к нему на могилу. Старшие сыновья (не-дураки) от этой обязанности увиливает, а Ваня дурачок выполняет указ бати. Батя из могилы дарит младшему подарок — коня волшебного. С помощью коня Ваня выигрывает конкурс и становится мужем царской дочки. И кто тут, спрашивается, глупец?

Никакого противоречия, конечно, нет. Дураком героя русских сказок правильно называют. Слово «дурак» ведь означает не только глупца. Это ещё и дикий (связанный с природой человек). Есть связь и со словом «дурман»... Но в лингвистику мы не будем уходить надолго. Происхождение слов — штука увлекательная. Однако учёные со словом «дурак» явно заходят в тупик. И не могут внятно объяснить — чего так Ваню обзывали. Хотя он в сказках и на музыкальных инструментах играет, и острослов, почти поэт...

Чтобы мужчина стал воином, царем, охотником или магом, мальчик должен умереть. Если хотите — древний способ борьбы с инфантилизмом. В магическом мире получить знание можно, только отрезав путь назад.

Для толкования сказок мы на помощь карты призовём. И обратим внимание, что первая (даже нулевая позиция) в колоде Таро — это карта Дурака. С неё-то и начинается вся магия... Тогда нам станет чуточку проще сказки толковать. И мы поймём: младшего сына прозвали «дураком» за то, что он отличался и от старших братьев и от соседей. Отличался в положительном смысле. Как раз обладал талантами и закон для него был не писан. То есть он был человеком вне системы, что и позволяло ему совершать удивительные подвиги, даже не вспотев как следует.

Подобрав ключик к имени героя, мы можем разобраться и с другим занимательным вопросом. А про что вообще рассказывается в сказках? Тема-то дюже любопытна. Особенно, если знать, что один корневой сюжет есть во всех культурах и на всех континентах. Свой Иван-дурак имеется и в африканских сказках, и в русских, и в индейских... Проще скажу: нет культуры без подобного персонажа. И не было. Любое время возьмите. Можете докопать до Древней Греции и Одиссея (история с Иваном-дураком перекликается). Можете ещё глубже залезть — до Древнего Египта или Древнего Китая. И провести много исследований, дабы увидеть: в сказках разных народов мира повествуется об удивительном обряде. Смысл этого обряда — превращение талантливого мальчика в мага, охотника, воина или царя. В человека, который легко может взаимодействовать и с миром энергии, и с миром людей...

Мало того, практики, описываемые в сказках до сих пор применяются и актуальны для знающих людей. За тысячи лет содержательно они вообще не изменились. А сила описываемых процессов настолько велика, что находит своё отражение в культуре до сих пор. Бестселлеры, кинохиты и даже компьютерные игры эксплуатируют древний сюжет. Не все конечно. Но самые удачные уж точно без него обойтись не могут.

С чего начинается волшебство?

По своей воле герой в волшебный мир редко идёт. Чаще всего он там от безысходности оказывается. Или его обманом заманивают. А когда герой отправляется «в сказку» родные его часто горюют. Да и он не в восторге.

Причина печали в том, с чего начинается получения знания. А оно начинается со смерти героя, с его попадание в мир мёртвых. Конечно, это прежде всего смерть социальная. Что отражается и в самых современных сказках. Например, в книжках Кастанеды. Там персонаж должен отрезать фактически все социальные связи, а потом натурально спрыгнуть со скалы. И только после этого он готов к настоящему обучению.

Иван-дурак же идёт к избушке на курьих ножках, где проживает Баба-яга, которая или точнее — который (потому что это колдун переодетый женщиной, не зря в советском фильме лучше всего Бабу-ягу играл Георгий Милляр) является проводником в Аид. В принципе в этой традиции достаточно гуманное описание убийства главного героя. Его просто кормит Баба-яга своей едой или ему нужно не спать сутками (в мире мертвых не спят) и т.д.

В других традициях всё жёстче. Это может быть связано и с членовредительством и с сопутствующем жертвоприношением. Страждущим знания и пальцы отрубали, и руки, и вымазывали в крови... Опять-таки не все желающие пройти в другой мир выдерживали процесс.

И, кстати, модная нынче тема — сгонять в Южную Америку, чтобы выпить волшебное зелье Аяуаска — взялась оттуда же. Аяуаску изначально пили не ради «прихода» или «переосмысления жизни», а для того, чтобы убить прежнего себя. Так как за магическое знание существует только одна плата и одна жертва — это жертва прежним собой. Человек теряет своё «я» и уже не может вернуться домой — его просто не признают друзья и родные.

Однако у шаманов за смертью следует обучение. Просто так пить ту же Аяуаску, чтобы корчиться в смертных муках... До такого дебилизма древние люди не могли додуматься. Это сделали уже наши современники. Стоит отдать им должное: мазохизм с высокодоховным видом под лозунгом самопознания — веяние последнего времени...

Сюжет же умирания для последующего воскрешения в новом качестве используется уже несколько тысячелетий. Встречается он и в «Матрице», и в «Гарри Поттере», и в «Войне и мире»...

В цивилизованном мире нет массовых практик исполнения обряда инициаций. Есть только отголоски — как посвящают в клубы при каком-нибудь Гарварде или других заведениях... Смерть максимально отдалена от мальчика, должного стать мужчиной. Даже на метафорическом уровне убийство неприемлемо. За что народ платится: депрессиями, поисками смысла жизни и тем, что тридцатилетний парень не в состоянии понять: а чего же он хочет и на фиг он живет?.. Исчезновение темы смерти странным образом лишило людей витальности... Зато психологи и фармкомпании озолачиваются...

Ладно. Это лирика. Сфокусируемся на главном. Чтобы мужчина стал воином, царем, охотником или магом, мальчик должен умереть. Если хотите — древний способ борьбы с инфантилизмом. В магическом мире получить знание можно, только отрезав путь назад. Эта аксиома и отражается в тысячах сказок всех народов мира. Это поняли даже этнографы с фольклористами. Но вот чего они не увидели: в сказках показывается и способ обучения.

Как получали знание?

Учёные не до конца поняли базу магического образования. Поэтому Пропп в «Морфологии сказок» считает, что оборачивание человека в животное — это тоже метафора смерти. В качестве доказательства приводит обряды похорон, когда трупы заворачивали в шкуры зверей.

Но это не так. Давайте возьмём сказку из фильма Мела Гибсона «Апокалипсис»:

«И человек сидел один. В глубокой печали. И все животные подошли к нему и сказали:

— Мы не хотим, чтобы ты грустил. Проси о чём хочешь и мы выполним твоё желание!

— Я хочу хорошо видеть, — сказал человек.

— Ты будешь видеть как я — ответил стервятник.

— Я хочу быть сильным, — сказал человек.

— Ты будешь сильным как я — ответил ягуар

И так было со всеми животными. И сова сказала:

— Теперь человек много знает и много умеет. Мне страшно... Я вижу что-то в человеке словно голод, который невозможно насытить. Это заставляет его грустить и желать. И он будет брать и брать. Пока мир не скажет: мне больше нечего дать тебе...»

Опустим мораль, на которой циклится Гибсон (человек — чудище ненасытное, в этом его гибель). Обратим внимание на другой элемент. Каждый зверь дарует силу и знание главному герою.

То, что пропускают исследователи, — передача знания происходит через превращение человека в конкретного зверя. Вспомним первые книжки Кастанеды — Дон Хуан накуривает своего ученика, чтобы тот мог превратиться в птицу. В Японии и Китае в боевых искусствах ученики копируют поведение разных животных...

Обращу внимание: животные дарят не только и столько свою способность, к примеру, быстро бегать. Они дарят знание, которое нельзя вербализировать. И превращение в животного — это не умирание, а элемент обучения. Это не переход в царство мёртвых, это выход в мир энергий. Подключение к нему. Поэтому в индийских, русских, японских сказаниях уделяется внимание разговору человеку с животным. И да, часто в сказках героя глотает волшебная зверушка, а позже он из неё выбирается. Здесь мы приравниваем: зверь проглотил = ты в него превратился = получил от него знание.

Обучение через превращение в зверя — способ, которым люди пользовались и десять тысяч лет назад, пользуются и сейчас. Не только в магии, но и в актерском искусстве. В любой приличной театральной школе студенты обязательно ходят в зоопарк. Находят там зверя, а потом изображают его. Те, кто с умом подходит к упражнению, позже завораживают своей игрой зрителей. А критики пишут про их «мистическую харизму». Правы писаки.

Чему учили?

Хотя знание, которое получает ученик при превращении в разных зверей, шире всего человеческого тезауруса — кое-что из него можно все-таки описать словами. В частности это знание о...


Рассказы на тему:

Путеводитель по Тёмной Стороне.
Закрываем вопрос энергодефицита

Магия образов
Эссе о резонансе, девушках и джазе
Чудо дилетанта
Сказ о Иване Дураке, или как человек страждет Магию


Любовь по подписке

Психотипы, совместимости, гороскопы... люди узнали про такое количество факторов якобы влияющих на создание и долгосрочность отношений, что почти совсем забыли про Амура, ну или Купидона. Когда-то его стрелы могли связать судьбу двух влюблённых не на одну жизнь. Но теперь одной стрелы едва хватает, чтобы они провели вместе ночь.

Читать дальше...

Кольцо с дельфинами

Причёска называется каре. Она коротко стриглась. Оставляла только тоненькую косичку рядом с левым ухом... Ещё она называла все своими именами. Могла в глаза человеку объявить:

— Ты — идиот!

Познакомились мы с ней, потому что вместе квартиру снимали. Скинулись первокурсниками на хату впятером. А потом распределили комнаты.

В комнату с балконом въехала семейная пара (одногруппница рано выскочила замуж), большой зал достался девочке с косичкой и её подруге. А я забрал себе маленькую комнатку. Положил на пол матрас, поставил компьютер также на пол. На стопки книг складывал одежду. Про соседок сразу решил...

Читать дальше...

Цена счастья

Мой организм только что разлепил глаза, что свидетельствовало о наступлении утра гораздо достовернее, чем положение светила на небе. А светило указывало, что уже разгар дня. Но вполне счастливые балбесы как я, часов точно не наблюдают, и живут в собственной сказочной системе координат.

Наугад ткнул в телефон. Из динамика донёсся голос певицы Sia:

“I'm still breathing, I'm still breathing
I'm alive...”

Читать дальше...

Кирюха

У Кирюхи был мяч, а напротив их огромной дачи — поле. Поле стало футбольным. Там мы и играли. Кто-то вбил однажды жерди в землю — они обозначали ворота. Вдоль поля шла толстая красная труба. На ней сидели, когда играли в «Сабж». Возле неё собирались выкурить первые бычки в семь лет. До сих пор помню как напряженная игра прервалась возгласом:

Читать дальше...

Бразильеро

Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?

— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.

Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.

Читать дальше...

Если не стоит или рецепт Магического секса

Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.

Читать дальше...

Время отца

Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.

Читать дальше...

Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Они необходимы для оптимальной работы сайта и помогают сохранять ваши настройки.
Согласен