Loading...

Жизнь / 31.07.2019 / 255

Пара слов о Кастанеде

В 2006ом году была подтверждена смерть одной девушки. Ее звали Нури Александра. Она была из группы Карлоса Кастанеды. А ее труп нашли в в калифорнийской Долине Смерти. В своих книгах Кастанеда говорил, что настоящий воин может покинуть мир загоревшись "огнем изнутри" или трансформировавшись физически в шар света, который устремился в бесконечность. И всем его поклонникам хотелось верить. Хотелось верить, что сам Кастанеда покинет мир именно таким образом.

Если мы откажемся от привычного нам описания реальности, то мы можем выпорхнуть в другие миры

Великий мистификатор сумел хорошо стереть свою личную историю. Когда и где родился Карлос Кастанеда? До сих пор предмет споров. Когда, где и от чего умер Кастанеда? Этот вопрос споров не вызывает. Карлос в течение года мучился от рака печени. Не мог ходить — Кастанеда был болен еще и сахарным диабетом. По воспоминаниям его бывшей любовницы, он лежал и смотрел военные фильмы. И эта обыденная смерть вызвала у последователей естественную реакцию. Разочарование. Возникали сомнения: а был ли мальчик? Был ли Дон Хуан на самом деле? Или это плод воображения автора? Или это было правдой? Но тогда почему Кастанеда умер как самый обычный человек?

Все эти вопросы до сих пор обсуждаются партизанскими отрядами фанатов. У меня есть свое мнение относительно книг Кастанеды. Но однозначно сам Кастанеда стал феноменом. И не только феноменом. Для многих бизнесменов 90ых — книги Кастанеды стали учебником. В том числе и по тому, как выстраивать отношения с людьми. Кастанеда повлиял не только на бизнесменов, но косвенно и на психологию. Не говоря уже о том, что он был антропологом и соответственно сделал свой вклад и в эту науку.

Обманывать — не просто хорошо. Обманывать — необходимо

Личная история — это то, что нас связывает. Мы не можем быть свободными, если у нас есть прошлое. Если у нас есть прошлое, то оно будет определять настоящее и будущее. Как нам избавиться от прошлого? Кастанеда предложил такую стратегию:

Необходимо избавиться от вещей, которые соединяют нас с прошлым. Фотографии?.. В топку. Любимые украшения, семейные реликвии — подарить. Некоторые можно подарить кстати и самому Кастанеде. Имя также желательно изменить. Взять себе новое.
Естественно нужно разрушить все связи с семьей, родственниками и друзьями.
Устроить перепросмотр своего прошлого. Больше всего нас связывает с прошлым эмоции. И задача — забрать свои эмоции из этого прошлого. Чтобы прошлое стало просто скучной картинкой.

И наконец, если у вас будут расспрашивать про прошлое, то необходимо врать. Придумывать новые истории. Запутывать окружающих. В последнем Карлос Кастанеда преуспел. Вот, например. Считается, что Дон Хуан был списан с мексиканского индейца. Вы в этом уверены? Толпы отправлялись в мексиканские пустыни за поиском гуру. И никто не нашел. Может быть не там искали? И для ответа на последний вопрос надо приблизиться к тому прошлому Кастанеды, о котором он уже не смог соврать.

Реальная история Кастанеды

Вообще реальная история Кастанеды такая же удивительная как и выдуманная. Представьте себе. В пятидесятых США появляется парень, который собирается заниматься искусством. Он поступает в учебное заведение. Очень плохо говорит по английски. Однако для его профессии это вроде и не так важно. Он хочет быть художником или скульптором. Пробует себя и там, и там. Студенческая жизнь пятидесятых. Денег мало, умных разговоров много. Студенческая тусовка активно обсуждает мистику, искусство и науку. Такой вот интеллектуальный бульон.

Однажды на курсе антропологии преподаватель дает задание. Описать быт, обычаи какого-нибудь племени. Студенты во все времена студенты. Большинство даже не стало пытаться. Один парень нашел какого-то индейца — тот тоже учился в универе. Взял у него интервью. В общем все отнеслись к заданию спустя рукава. И только Карлос Кастанеда принес настоящий материал. Материал, который будет положен в основу его докторской по антропологии. Парень, хреново говорящий на английском языке, разродился настоящим исследованием. Да не просто про обычаи индейцев. Такого было немало. В конце концов Штаты, кого тут еще изучать? Эскимосы далеко, индейцы близко.

Карлос Кастанеда написал исследование, посвященное обучению у индейского шамана. И мало кто знает из поклонников и хейтеров Карлоса Кастанеды, что его первая книжка — была не просто научным трудом. Его первая книжка выпускалась научным издательством. Его первая книжка была защищена как докторская диссертация…

В истории великих людей часто лежат достаточно приземленные цели. Взять к примеру Эйнштейна. Известно, что ученый прозябал патентоведом третьего класса. И цель у него была простая — защитить докторскую, чтобы стать патентоведом второго класса. Так что теория относительности — всего лишь инструмент для небольшого повышения одного чиновника с богатым воображением.

Нечто подобное случилось и с Кастанедой. Он всего лишь хотел получить степень доктора. Из маленьких целей рождаются великие идеи. А из великих целей чаще происходят никчемные истории. История Кастанеды лишь подтверждает этот тезис. Его книга про учение Дона Хуана стала бестселлером для небольшого научного издательства.

Любой литературовед объяснит вам причины успеха. Глупый ученик — Карлос Кастанеда и безупречный учитель — Дон Хуан, который показывает своему младшему товарищу тайны мироздания. Говорят, один великий режиссер 70ых воскликнул в сердцах: и почему Дону Хуану достался этот тупица Кастанеда? Но с точки зрения захвата внимания все было сделано ювелирно. Читателю приятно чувствовать себя умнее автора или хотя бы одного из героев. На этом приеме построено много книг. В том числе и история про Шерлока Холмса. Читать ее без глуповатого доктора Ватсона не так интересно. Но было и кое что еще в книгах Кастанеды. Волшебство. И волшебство это базировалось на скучном научном знании.

Главный постулат Карлоса Кастанеды

В начале двадцатого века ученые поняли одну штуку. Объективного описания мира не существует. И для этого есть объективные ограничения. Первое ограничение связано с органами чувств. Не может человеческое сознание фиксировать всего того, что происходить в микромире или в макромире. Но это не самое главное ограничение. А какое главное?

Человек находится в плену своего описания. Мы не можем фиксировать все факты, которые регистрирует наше сознание. Как только мы начинаем что-то описывать — мы опускаем большую часть фактов. Искажаем тем самым описание. Именно поэтому в языке застряло выражение «врет как свидетель». Мало того, мы для описания используем язык. И на саму нашу реальность этот язык начинает влиять. Язык влияет на наше восприятие и язык создает наш окружающий мир. Язык в самом широком смысле. Это не просто слова, но и одежда например. Человек в белом халате — это врач. Поведение и возраст. Взрослый в школьном классе — это учитель.

Был такой фильм «Поймай меня, если сможешь». Главный герой — юноша лет шестнадцати переводится в новую школу решается на авантюру. Он приходит в класс с портфелем и в пиджаке. И начинает вести урок французского языка. Кстати, это реальная история. Он копировал поведение учителей, осанку, голос, фразы. И поэтому только через несколько месяцев остальные учителя почуяли неладное…

Мы формулируем свои мысли с помощью языка. И «я мыслю» означает — не просто «я существую». Я мыслю означает, что я создаю этот мир. А от того, какие слова я использую зависит и мир, который я создаю. Про это писали философы, социологи, лингвисты и антропологи. Но их труды было скучным и до широких масс населения не доходили.

Кастанеда же дал этой мысли великолепную иллюстрацию. Если мы откажемся от привычного нам описания реальности, то мы можем выпорхнуть в другие миры. Выйти за рамки повседневности и оказаться в волшебном мире. И это был не просто призыв какого-нибудь скучного бизнес-тренера. Это была история и настоящий рецепт. Он предложил механику.

Наркотики

Мы все время думаем о чем-то. Описываем реальность и из-за этого теряем ту самую реальность. В первых книгах Дон Хуан давал Кастанеде наркотики — травку и пейотль. Цели было две — остановить внутренний диалог и сдвинуть точку восприятия. Книжки сыграли злую шутку с самим Кастанедой. Его стали осаждать хиппи и наркоманы. Если для того, чтобы покинуть обыденность достаточно сожрать наркоты… Ну вы поняли. Дети цветов читали в книгах то, что могли понять. А понять про наркотики они могли. Все остальное от них ускользнуло.

Нет ничего забавнее, чем автор пытающийся спорить с собственным читателем. Автор пытающийся объяснить, что он ничего такого не писал. Кастанеда в восьми книжках проговаривал все время — ребят, дело не в наркотиках. Наркотики — один из инструментов и совсем не самый главный. Но надо чем-то заменить наркотики. Так Кастанеда сформулировал путь воина.

Путь воина и проблема секса

Путь воина включал в себя...Читать продолжение... Зарегистрироваться.

Подписка на месяц

Способы оплаты в рублях

Способы оплаты в валюте



Способы оплаты в bitcoin


Подписка на год

Способы оплаты в рублях

Способы оплаты в валюте



Способы оплаты в bitcoin