Loading...

Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.


Менеджмент / 03.10.2020 / 1154

Затюканные бизнесом: миф о цифрах

Николай Мохов, автор с Тёмной Стороны Бизнеса

Математику придумали египтяне, чтобы взымать налоги с граждан. Поэтому я ни капельки не удивлён: как только предприниматель начинает измерять свой бизнес в цифровых показателях, то вид он предпринимает затюканный, если не сказать — зачуханный. Причём это верно и для самых маленьких, и для самых больших.

Я уже несколько лет отслеживаю судьбу мужика, который как-то заявил своим топикам:

— У нас выручка 150 млн. долларов. По международным стандартам мы — малый бизнес. Нам нужно сделать так, чтобы доход составлял миллиард...

Метрики — это инструмент для траханья мозгов подчиненным. В лучшем случае резиновыми PnL-ками сношают инвесторы молодых и не очень опытных стартаперов.

Примерно в это же время я читал в новостях про министерство науки:

— У наших учёных выходит Х публикаций в уважаемых изданиях, надо довести этот показатель до 10Х.

Обе декларации так и остались лишенной силой манифестаций. У мужика бизнес как делал 150 мультов, так и делает — хоть ты тресни. У российских учёных достижения в науке как не были связаны с профильным министерством, так и нынче никак не коррелируют с заявлениями чиновников. Причём, и в первом, и во втором случае над задачами повышения надоев думали лучшие умы, рисовались самые оптимистические планы. Участники говорили:

— Главное — задать вектор движения...

Отличие между предпринимателем и чиновником только одно. Бюрократ от написания и неисполнения планов добреет и богатеет, а у хозяина бизнеса в голове только:

— Как же меня это всё... Да пошло оно всё...

Разница обусловлена как раз тем, что подходить к бизнесу с линейкой, измерять площадь посевов и объем урожая придумали госслужащие Древнего Египта. Для них это было органично. Предприниматели же уже тогда знали — цифры от лукавого. Минусовой бизнес может генерить прибыль для заинтересованных лиц. Примеров несть числа: от российских дочек международных корпораций (руководители филиалов умудряются одновременно жаловаться на жизнь и покупать себе люксовые авто) до скандальной звезды американского венчура — Кэти Холмс. Девушка развела инвесторов на миллиарды, а контора так ничего путного и не сделала.

Напротив — плюсовой баланс может довести хозяина лавки до лейкемии, налоговых претензий на ярд, а то и до инсульта. Последнее лично наблюдал, когда за внешним успехом прятался измученный владелец предприятия. Себя так задрочил метриками, как его не задрочили бы ни в одной корпорации, если бы он туда устроился помощником младшего менеджера.

Поэтому всем бизнесменам я советую от души:

— Забудьте про цифры и KPI. На цвет вашего лица эти слова плохо влияют. Выглядите вы нездорово и не здорово.

— Но бизнес — это же про числительные... — отвечают мне.

— Нет товарищи, вас кто-то обманул. Метрики — это инструмент для траханья мозгов подчиненным. В лучшем случае резиновыми PnL-ками сношают инвесторы молодых и не очень опытных стартаперов. Использование же финансовых показателей в качестве самотыка... Мы не осуждаем, но не надо тогда удивляться постоянной боли в районе задницы. Это результат ваших возвратно-поступательных движений...

Давайте все числительные вынесем за большущие скобки. И зададимся детским вопросом:

— На хера мы делаем бизнес? Большой или маленький — не имеет значения. Просто спросим себя: зачем?

Ответ-то мы помним? Подзабыли? Ладно, не буду мучить. Напишу шпаргалку-напоминалку. Только учителям из MBA её не показывайте.

Итак, мы стали предпринимателями, чтобы чувствовать себя хозяевами своего дела. Самому решать, что и на какой полочке у нас будет лежать, как будет выглядеть наша реклама, наш рабочий график и т.д. Чтобы мы могли свободно отказывать клиентам, которые нам не нравятся и взаимодействовать с теми, кто нам симпатичен.

Хороший художник пишет картину, на которую ему самому хочется смотреть. Хороший режиссёр создаёт в кино или на сцене тот мир, в который ему хочется видеть. Хороший писатель... Ну вы поняли. А хороший бизнесмен задаёт бизнесу те правила, которые ему органично соблюдать. От этого у него щеки розовеют, потенция растёт, а говорят про него:

— Парень-то наш на кураже... Во дает!

Но так происходит тогда и только тогда...


Ещё о бизнесе и деньгах:

Лёгкие деньги и деньги иллюзорные
Воля. Почему идея овладевает массами?
Бизнесмен или наёмник?
Управление дистанцией
Сколько стоит слово?
Миф о бережливости


Откуда берётся цена?

На меня обиделись марксисты. Вышла у нас статья «Стена Дона Хуана». В статье я писал о неожиданных последствиях карантина. Но совершил идеологическую ошибку. Отказался считать причиной Великой депрессии кризис перепроизводства. И тут же мне прилетело.

Читать дальше...

Мертвая долина

Вот бы сейчас найти тысяч пятьдесят рублей! Вот теоретически может идти впереди человек, у которого есть пятьдесят тысяч? Ну вот по этой улице точно ходят люди, у которых в кармане полтинник. Бывают же растяпы. Положат себе в задний карман, а оттуда раз и вывалилось. Может же такое быть?

Читать дальше...

Идеология первым делом

Бизнес — это дело личное. Всегда. Даже такие монстры как Reebok это поняли. Поэтому большие компании ищут себе послов брендов, амбассадоров и евангелистов. Как ни назови это дело, а большие хотят, чтобы личность рекламировала их продукт. Человек. Какой бы ни была сделка, но она всегда происходит между людьми. С одной стороны человек и с другой. Большие понимают, а маленькие?

Читать дальше...

Бизнес-туристы

Стас сибаритствовал. Причём сибаритствовал он всегда. Сибаритствовал даже когда нечем было рабочим денег заплатить:
— Знаешь каким я был мудаком? Снял однажды деньги предприятия и купил себе тачку миллиона за два... И поехал к офису своим показывать. А они без зарплаты месяц уже куковали...

Читать дальше...

Бразильеро

Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?

— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.

Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.

Читать дальше...

Если не стоит или рецепт Магического секса

Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.

Читать дальше...

Время отца

Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.

Читать дальше...

Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Они необходимы для оптимальной работы сайта и помогают сохранять ваши настройки.
Согласен