Loading...

Приветствуем вас на Тёмной Стороне! Здесь исследуют вопросы, которые не принято задавать. Ещё полторы сотни лет назад, для входа к нам пришлось бы принести клятву на крови. Сегодня достаточно зарегистрироваться.


Менеджмент / 03.10.2020 / 1414

Затюканные бизнесом: миф о цифрах

Николай Мохов, автор с Тёмной Стороны Бизнеса

Математику придумали египтяне, чтобы взымать налоги с граждан. Поэтому я ни капельки не удивлён: как только предприниматель начинает измерять свой бизнес в цифровых показателях, то вид он предпринимает затюканный, если не сказать — зачуханный. Причём это верно и для самых маленьких, и для самых больших.

Я уже несколько лет отслеживаю судьбу мужика, который как-то заявил своим топикам:

— У нас выручка 150 млн. долларов. По международным стандартам мы — малый бизнес. Нам нужно сделать так, чтобы доход составлял миллиард...

Метрики — это инструмент для траханья мозгов подчиненным. В лучшем случае резиновыми PnL-ками сношают инвесторы молодых и не очень опытных стартаперов.

Примерно в это же время я читал в новостях про министерство науки:

— У наших учёных выходит Х публикаций в уважаемых изданиях, надо довести этот показатель до 10Х.

Обе декларации так и остались лишенной силой манифестаций. У мужика бизнес как делал 150 мультов, так и делает — хоть ты тресни. У российских учёных достижения в науке как не были связаны с профильным министерством, так и нынче никак не коррелируют с заявлениями чиновников. Причём, и в первом, и во втором случае над задачами повышения надоев думали лучшие умы, рисовались самые оптимистические планы. Участники говорили:

— Главное — задать вектор движения...

Отличие между предпринимателем и чиновником только одно. Бюрократ от написания и неисполнения планов добреет и богатеет, а у хозяина бизнеса в голове только:

— Как же меня это всё... Да пошло оно всё...

Разница обусловлена как раз тем, что подходить к бизнесу с линейкой, измерять площадь посевов и объем урожая придумали госслужащие Древнего Египта. Для них это было органично. Предприниматели же уже тогда знали — цифры от лукавого. Минусовой бизнес может генерить прибыль для заинтересованных лиц. Примеров несть числа: от российских дочек международных корпораций (руководители филиалов умудряются одновременно жаловаться на жизнь и покупать себе люксовые авто) до скандальной звезды американского венчура — Кэти Холмс. Девушка развела инвесторов на миллиарды, а контора так ничего путного и не сделала.

Напротив — плюсовой баланс может довести хозяина лавки до лейкемии, налоговых претензий на ярд, а то и до инсульта. Последнее лично наблюдал, когда за внешним успехом прятался измученный владелец предприятия. Себя так задрочил метриками, как его не задрочили бы ни в одной корпорации, если бы он туда устроился помощником младшего менеджера.

Поэтому всем бизнесменам я советую от души:

— Забудьте про цифры и KPI. На цвет вашего лица эти слова плохо влияют. Выглядите вы нездорово и не здорово.

— Но бизнес — это же про числительные... — отвечают мне.

— Нет товарищи, вас кто-то обманул. Метрики — это инструмент для траханья мозгов подчиненным. В лучшем случае резиновыми PnL-ками сношают инвесторы молодых и не очень опытных стартаперов. Использование же финансовых показателей в качестве самотыка... Мы не осуждаем, но не надо тогда удивляться постоянной боли в районе задницы. Это результат ваших возвратно-поступательных движений...

Давайте все числительные вынесем за большущие скобки. И зададимся детским вопросом:

— На хера мы делаем бизнес? Большой или маленький — не имеет значения. Просто спросим себя: зачем?

Ответ-то мы помним? Подзабыли? Ладно, не буду мучить. Напишу шпаргалку-напоминалку. Только учителям из MBA её не показывайте.

Итак, мы стали предпринимателями, чтобы чувствовать себя хозяевами своего дела. Самому решать, что и на какой полочке у нас будет лежать, как будет выглядеть наша реклама, наш рабочий график и т.д. Чтобы мы могли свободно отказывать клиентам, которые нам не нравятся и взаимодействовать с теми, кто нам симпатичен.

Хороший художник пишет картину, на которую ему самому хочется смотреть. Хороший режиссёр создаёт в кино или на сцене тот мир, в который ему хочется видеть. Хороший писатель... Ну вы поняли. А хороший бизнесмен задаёт бизнесу те правила, которые ему органично соблюдать. От этого у него щеки розовеют, потенция растёт, а говорят про него:

— Парень-то наш на кураже... Во дает!

Но так происходит тогда и только тогда...


Ещё о бизнесе и деньгах:

Лёгкие деньги и деньги иллюзорные
Воля. Почему идея овладевает массами?
Бизнесмен или наёмник?
Управление дистанцией
Сколько стоит слово?
Миф о бережливости


Про миллион в чемодане

Играем в бильярд. Илюха говорит:

— О, книжку купили!

Мы очень бурно радуемся. И продолжаем играть.

— Вторую книжку купили! — сообщает Илья.

Мы снова бурно радуемся. Спрашивают нас товарищи:

— А что вы так радуетесь? Будто миллион пришёл, а не 66 евро?

Тут пришлось объяснить. Когда-то я делал очень большие деньги. Пачки денег валялись по квартире, миллион рублей в банковской упаковке я засовывал к себе в сумку из-под ноутбука. А миллион долларов, как сейчас помню, мне как-то передали в мусорном пакете. Москва стояла в пробке. Пакет был непрозрачным. И я поехал домой в метро. Ситуация забавляла.

Читать дальше...

Жулики-продажники

Любой хороший сейлз может стать жуликом. А вот плохих сейлзов в аферисты не возьмут. Отличить плохого продажника от хорошего легко. Плохой всё время думает о продукте. Часто гундит на производство:

— Я уже триста раз писал по поводу дефектов в нашем продукте. Меня никто не слушает и т.д.

Спору нет. Дефекты лучше исправлять. Но хороший спец по переговорам о продукте вспоминает редко. Ведь он опирается на знание не продукта и технологий, а на понимание того, как устроены мозги у людей.

Читать дальше...

Ложные цифры

Звонит один криптодеятель:

— Коля, я узнал, что у тебя среди знакомых почти все строители Москвы и области. Можешь с кем-нибудь познакомить?

— А ты чем сейчас занимаешься?

— Я тут устроился работать...

Читать дальше...

Принцип неопределенности корпорации

Есть такое поверье среди бедных, молодых и неопытных работодателей, что сотрудники должны понимать — что происходит в компании, как им выстроить карьеру внутри бизнеса и не быть уволенными. Хотя весь опыт крупных и устойчивых государств и корпораций буквально вопит — все должно быть наоборот.

Читать дальше...

Бразильеро

Пальцы дубели от холода. Рукавицы поверх перчаток, зимние сапоги... Все это не спасало от ветра сурового. Рядом ледовитый океан. Оттуда что ли дует?

— Бразильеро, ты чего отвлёкся? Подцепляй... — скомандовал бригадир. Он следил за тем, чтобы работники быстро развешивали сушиться рыбу.

Бразильеро с ненавистью посмотрел на треску. Треска, треска, треска... Тот, кто не жил в северной Европе не поймёт значение этой рыбы. Очень удивится, узнав, что во второй половине двадцатого века Исландия трижды готова была начать войну с Англией из-за трески.

Читать дальше...

Если не стоит или рецепт Магического секса

Влюбился я в семнадцать лет. Прямо сильно-сильно. Ну а кто в семнадцать лет не влюблялся? И вот у нас с прекрасной девушкой свидание, постепенно переходящее в горизонтальное положение. Естественно хотелось силу свою молодецкую показать, мощь свою сексуальную. А от всего волнения — натурально не встал. И девушка-бедняжка, старается, а все без толку. Поволновались мы вместе с ней минут пять-десять — лучше не стало.

Читать дальше...

Время отца

Вообще отец сыграл со мной злую шутку. Мы с ним редко общались, но всегда после разговора я пребывал в лёгкой задумчивости. А то и в не очень лёгкой. Так, в пять лет папа мне сказал: «Нельзя представить две вещи: вечность и бесконечность». Я всегда имел непокорный характер. И поэтому тут же сел воображать ту самую вечность и бесконечность. И пускать слюни.

Читать дальше...

Продолжая работу с сайтом, вы даете свое согласие на использование нами cookie-файлов. Они необходимы для оптимальной работы сайта и помогают сохранять ваши настройки.
Согласен